Я – учитель

Методический семинар

 

Эссе учителя начальных классов

Ивановой Марианны Иннокентьевны

«Я учитель»

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, – он будет лучше того учителя,

который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель».

Л.Н.Толстой

Помню, когда я училась в начальных классах, то хотела стать врачом. Но в 9 классе мой выбор остановился на профессии учителя.

Я училась в Нюрбинской средней школе №1, в классе с педагогическим наклоном. Будучи в 11 классе, участвовала в Республиканском конкурсе для будущих педагогов, провела урок в 1 классе и стала именной стипендиаткой нашего первого президента М.Е.Николаева, чему очень благодарна своей судьбе. Основой выбора профессии, стали мои сёстры и мама, так как они работали и работают учителями, и в нашей многодетной семье можно было поиграть в «учительницу».

В слове «учитель» заложены основы гордости, уважения и понимания… С самого первого дня ребенка в школе, учитель становится для него опорой в жизни, наставником, примером для подражания.

Я работаю в школе восьмой год учителем и понимаю, что не зря выбрала профессию учителя. Я не могу представить себя в другой профессии и даже дня не могу обходиться без своих шалунов, которые, уходя на выходные, уже мечтают о том, чтобы скорее наступил очередной понедельник. Приятно, когда выйдешь на крыльцо школы, а тебя уже окружает толпа детишек, и каждый спешит о чем-то рассказать и стремится быть первым. Только дети-малыши  понимают  состояние учителя. Поэтому в школу всегда прихожу в приподнятом настроении, ведь дети всегда чувствуют настроение. Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики – это как цветочки, у которого свой цвет настроения, свои привычки, свои поступки.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это КРУГ, а не просто окружность. Мой круг плотно заполнен: разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями…

Жизнь в школе проходит каждый день по-новому.  Когда готовишься к урокам, то заранее уже ждешь полные восхищения глаза, эмоции. Поэтому стараюсь, чтобы мои уроки не были скучными. Всегда выбираю уроки в форме нестандартного урока. Чаще всего использую на уроках следующие формы: урок-путешествие, урок-игра, так как такие уроки проходят только на ура.

Мне нравится процесс подготовки к каждому уроку. В работе стараюсь применять разные методы, приемы стимулирования  и мотивации учения, использую разнообразные формы организации личностно – ориентированного урока.

Мы живем в век компьютерных технологий. Современные дети – это дети «экранной информации». Использование в работе учителя разнообразных электронных приложений к учебникам, тренажеров, цифровых образовательных ресурсов, помогает сделать урок более информативным, ярким, разнообразным. 

Системно-деятельностный метод – основной инструмент моей педагогической деятельности: стараюсь, чтобы ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами; создаю доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, а также делаю акцент на развитие диалоговых форм общения; обучение осуществляю преемственно, с учётом возрастных психологических особенностей развития детей и творческая деятельность на каждом уроке.

      Моя цель моей работы –  пробудить у учащихся интерес к предмету и процессу обучения, а также развивать у них навыки самообразования.

Самообразование является неотъемлемой частью развития профессиональной деятельности для учителей. В своей практике стараюсь найти причины неуспеваемости у учащихся в учебной деятельности и пути их решения. Причинами неуспеваемости могут быть низкий уровень внимания и памяти, ведь познавательная деятельность играет главную роль в жизни каждого человека. Исходя из данной проблемы, я определила тему самообразования «Формирование произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста», кроме развития познавательного процесса залогом успешного обучения является чтение. Ведь сегодняшний мир – иной. Компьютер и  телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что дети не понимают содержание текста. Поэтому, чтобы развивать осмысленное чтение у детей, дополнительно изучаю тему самообразования «Формирование смыслового чтения у детей младшего школьного возраста». Каждый раз убеждаюсь в том, что чтение – основной инструмент получения знаний. Только благодаря осмысленному чтению ребенок будет успешен в будущем. Эту тему я затрагиваю везде: в собраниях, диспутах, консультациях, при общении и не только с коллегами, но и с родителями и детьми.

Мои дети участвуют в конкурсах и олимпиадах международного, всероссийского, городского, регионального и школьного уровней. Большое внимание уделяю индивидуальной работе со слабыми учащимися, с ними же провожу дополнительные занятия по предметам.

Совместно работаю с психологом и логопедом нашей школы. Так как главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. И нам, учителям, необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками с помощью психолога. Кроме совместной работы с психологом, тесно работаю с логопедом. Наша совместная работа требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи:

– обеспечить успешное овладение учеником программ по письму, чтению и  развитию  речи;

– развивать внимание, память, мышление ребенка;

– развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие;

– воспитывать учащихся в процессе обучения.

Такая работа может носить чрезвычайно разнообразный характер и по своему содержанию и по своим формам. Совместные усилия учителя, родителей и школьного психолога, учителя – логопеда способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения, а также повысить интерес к учебной деятельности и к школе в целом.

В современной начальной школе сегодня ребёнка уже недостаточно обучить только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями, которые позволят ему жить, творить, развиваться и все полученные знания за стеной школы, пригодились на практике в будущем.

У меня очень интересная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.  На уроках я не только улыбаюсь, еще я требовательная, строгая, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приемов разных педагогических технологий.  Помогаю воспитывать в каждом ребенке положительные нравственные качества через литературу, тренинги, внеклассные мероприятия, собственный пример. Учу правильно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.  Я люблю свою профессию, горжусь ею.

Помню, когда мне поручили вести 1 класс, сначала испытывала трудности, но трудности преодолимы, они закаляют характер человека. Вот и я быстро привыкла к детям. Каждый раз при воспоминании своих первоклассников, я волнуюсь и чувство ответственности перед их будущим не покидает никогда.